Суррогатное материнство в Исламе

Бездетность или бесплодие (равно как и рождение в семье ребенка и его последующее воспитание) есть испытание от Господа….

Однако «Аллах желает для вас облегчения и не желает затруднения для вас» (Св.Коран, 2:185). Основополагающим шариатским принципом является обеспечение разносторонних интересов человека, удовлетворение его подробностей и облегчение его жизни. Исламское право направлено на обеспечение человеку гарантий сохранения пяти фундаментальных ценностей: (1) религии, (2) жизни, (3) разума, (4) чести, достоинства и продолжения рода, (5) собственности. Эти ориентиры определяют исламский подход и  к решению проблемы бесплодия.

Если в результате тщательного медицинского обследования буду выявлены устранимые путем лечения причины бесплодия, то, по мнению исламских богословов, необходимо и дозволено применение различных форм лечения того недуга, не нарушающих первозданной, естественной природы человека…

В случае если традиционные методы лечения бесплодия оказываются неэффективными и, с учетом возраста и индивидуальных особенностей супругов, имеются авторитетные медицинские показания о возможности применения каких –либо иных методов, допустимо использование вспомогательных репродуктивных технологи, в том числе экстракорпоральное оплодотворение (экстракорпоральное оплодотворение – внетелесное, так называемое «искусственное» оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом вне женского организма, осуществляемое при различных формах бесплодия).

Применение метода экстракорпорального оплодотворения должно быть ограничено исключительно рамками  семьи: для оплодотворения могут быть использованы только гаметы (сперматозоиды и яйцеклетки) мужа и жены. Любое использование донорских гамет является запретным (харам), ибо противоречит исламским религиозно-этическим нормам и нарушает святость и целостность супружеских уз, допуская участие в семейно-брачных отношениях третьей стороны…

…..Одним из методов вспомогательных репродуктивных технологий является так называемое суррогатное материнство. (Суррогатное материнство – это способ преодоления бесплодия женщины, которая сама не может выносить и родить ребенка. В этом случае яйцеклетка бесплодной женщины, оплодотворенная спермой ее мужа, вводиться матку женщины, способной выносить и родить ребенка ( «суррогатной», «вспомогательной», «заменяющей» матери).) В этой связи исламские богословы обращают внимание на то, что при привлечении к рождению ребенка  третьего лица (помимо отца и матери), материнские функции разделяются между двумя женщинами: биологической матерью (чьи яйцеклетки используют в зачатии ребенка и которая воспитывает его после рождения) и суррогатной матерью (которая вынашивает, рожает и возможно, вскармливает ребенка в течение года и более). Согласно Священному Корану, именно последнее определяет женщину как мать:

«Мы завещали человеку [благодарность] к родителям своим. [Во чреве] носит его мать, за тяжестью испытывая тяжесть. И от груди в течение двух лет не отлучая….» (Св.Коран,31:14);

«Мы завещали человеку благодетельствовать к родителям своим. Мать носит с трудом его во чреве и с  трудом на свет выносит. Ношение его и отлучение от груди – тридицать месяцев….» (Св. Коран,46:15).

Таким образом, использование метода суррогатного материнства порождает проблему определения истинной матери ребенка, что имеет духовно-религиозное, этические и правовые аспекты.

Кроме того, факихи отмечают возможные нежелательные последствии широкого использования данного метода: материально обеспеченные семьи перестанут утруждать себя проблемой беременности и родов, смогут иметь до двенадцати детей в год, так в здоровом женском организме ежемесячно вырабатываются готовая к зачатию яйцеклетка, и т.д.

Однако, исходя из стремления облегчить жизнь человека – дать бесплодным женщинам возможность ощутить радость материнства – и создать бездетным супружеским парам условии для продолжения рода в случае, если для бездетной семьи это является единственный и последней возможностью завести ребенка, исламские богословы допускают использование метода суррогатного материнства. В этом случае необходимо соблюсти следующие обязательные нормы:

- женщина – донор (суррогатная мать) должна быть замужней;

-согласие мужа женщины, решившей вынашивать чужого ребенка, обязательно;

- перед введением эмбриона женщина-донор должна выждать три менструальных цикла (около трех месяцев), не имея половых сношений с супругом, для того, чтобы убедиться в отсутствии  внутрисеменой беременности;

- все материальные расходы (питание, лекарства и т.д.) женщины-донора в период беременности (девять месяцев) и т.д. несет отец вынашиваемого ребенка;

-на родившегося ребенка и на женщины, выносившую его, распространяются канонические запреты на родственные браки, аналогично запретам, касающимся матери и ребенка;

- женщина, выносившая ребенка, имеет право настоять на том, чтобы младенец был вскормлен ее молоком, дабы не причинять себе физические страдания и воспрепятствовать вскармливанию ребенка искусственным молоком.

(Указанные требования сформулированы в заключении исламской богословской конференции, проходившей 11-16 октября 1986 года в Аммане (Иордании). См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислам в адилляутах: В 11 т. Т.4, с. 5099, 5100; аль-Карави Ю. Фатава му’асыра. Т.1, с. 567-574.)

Информация взята из книги Аляутдинова Шамиля «Ответы на ваши вопросы об Исламе», 2003 год, том 2, стр.309-316.