Суррогатное материнство в Беларуси

В Республике Беларусь вспомогательные репродуктивные технологии (далее: ВРТ) в медицине применяются с 1995 года, и регламентируются инструкциями Министерства Здравоохранения страны, а также статьей 53 Кодекса о браке и семье. С 2012 года вступили в силу: Закон "О вспомогательных репродуктивных технологиях" и постановление Министерства Здравоохранения № 54, которым утвержден ряд инструкций о порядке применения ВРТ. В 2013 году Указом президента республики № 574 было утверждено Положение о порядке выдачи кредитов на льготных условиях для оплаты экстракорпорального оплодотворения (далее: ЭКО) и предоставления отсрочки по данным кредитам.

Предъявляются следующие требования к суррогатной матери: возраст до 35 лет, без вредных привычек и наследственных заболеваний, наличие хотя бы одного самостоятельно рожденного здорового ребенка и благополучная семья. Обязательным является отсутствие родства между суррогатной матерью и ребенком (суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклеток для родителей), и при этом должно быть родство между ребенком и хотя бы одним из генетических (биологических) родителей. Суррогатная мать по договору суррогатного материнства вынашивает и рожает ребенка, не являющегося носителем ее генотипа. Договор суррогатного материнства нотариально заверяется. В соответствии со статьей 52 Кодекса о браке и семье, четко регламентировано, что: родителями ребенка признаются генетические (биологические) родители, и суррогатная мать не вправе оспаривать данное положение. Суррогатное материнство не допускается, если ни один из родителей не может предоставить свои половые клетки, но в тоже время разрешается использование донорского материала.

Спрос на услуги суррогатного материнства в стране постоянно растет не только со стороны граждан Беларуси, но и со стороны иностранцев.

Однако, не смотря на все вышеуказанные документу, законодательство Республики Беларусь имеет пробелы, которыми воспользовались мошенники в преступных целях. В связи с этим, МВД Беларуси подняло вопрос о законодательном закреплении лицензирования деятельности по подбору суррогатных матерей, обязательное проведении генетической экспертизы при проведении программ суррогатного материнства, а также полностью исключить незаконные сделки с эмбрионами. В стране отсутствует система сверки родившихся детей и зарегистрированных в органах ЗАГС, а документы, выдаваемые в родовспомогательных учреждениях, не являются бланками строгой отчетности и имеют низкую степень защищенности. В отношении иностранцев, требуется законодательное утверждение оплаты ими медицинского и социального сопровождения программ суррогатного материнства.