Суррогатное материнство и еврейская нация

  Известно, что еврейство передается ребенку по материнской линии. Если женщина-еврейка рожает ребенка, новорожденный автоматически считается евреем, и никаких сомнений в его национальности не возникает. Однако, современные реалии могут поставить перед обществом новые вопросы - например, как определить национальность ребенка, рожденного суррогатной матерью. Чья национальность передается ребенку, который зачат от одной женщины, а выношен - другой? Как передается еврейство при суррогатном материнстве? Первым, кто заинтересовался этим вопросом, был раввин Шломо Горен - известный знаток еврейских законов. По мнению Горена, матерью ребенка, без сомнений, является женщина, чья яйцеклетка была использована для оплодотворения, и не важно, кто затем выносил и родил ребенка - сама женщина или суррогатная мать. Раввин утверждал, что материнство - понятие исключительно генетическое, и только зачатие, а не рождение имеет определяет материнство и, как следствие, принадлежность к еврейству. Мнение раввина основано на библейской цитате: «Если женщина зачнет и родит сына…». Эта фраза может служить доказательством наличия разграничений между зачатием и рождением ребенка. Горен утверждал, что слово "зачатие" присутствует в тексте не просто так, и указывает на саму возможность искусственного оплодотворения, а также указывает на то, что материнство определяется именно зачатием, а не родами. Исходя из предположений Горена, можно сделать вывод - национальность ребенка передается ему от той женщины, яйцеклетка которой была оплодотворена, а национальность суррогатной матери не имеет никакого значения. И, если нееврейка выносит ребенка, зачатого от яйцеклетки еврейки, ребенка следует считать евреем. Однако, не все раввины и знатоки еврейства были согласны с такой точкой зрения.

  По мнению некоторых, между плодом и суррогатной матерью существует более сильная связь, чем это может показаться на первый взгляд - за период беременности развивающийся эмбрион становится частью суррогатной матери, даже при отсутствии между ними какой-либо генетической связи. Похожие рассуждения ранее касались темы пересадки органов - станет ли пересаженный орган частью организма реципиента или продолжит быть частью донора? Ответ был найден в Библии - по аналогии с привитой веткой, которая, в последствии, становится частью дерева - еврейские мудрецы сделали вывод, что пересаженный орган, также, со временем будет являться частью организма. Но, следуя этой теории, эмбрион тоже станет частью того организма, в котором он развивается, а, значит, становится частью организма суррогатной матери. Сравнение эмбриона и пересаженного органа, конечно не совсем верно - разница между органом и эмбрионом очевидна - эмбрион является отдельной биологической системой, и, со временем становится отдельным независимым организмом, чего нельзя сказать об органе, который может существовать только как часть системы реципиента. Помимо этого, эмбрион, в отличие от пересаженного органа, будет обладать личностью. На сегодняшний день, еврейские мудрецы на пришли к единой точке зрения, и вопрос о генетическом влиянии суррогатной матери на плод пока остается открытым. На данный момент, большинство ученых во всем мире выражают уверенность, что организм суррогатной матери не передает ребенку какую-либо генетическую информацию и, соответственно, не оказывает влияния на национальность, характер и другие особенности ребенка, предающиеся генетически. Хотя существуют и противоположные утверждения - некоторые ученые предполагают наличие более тесного взаимодействия и определенной генетической связи между суррогатной матерью и плодом. Однако, все ученые единодушны в одном - на ребенка оказывает влияние не только генетический код, полученный им от биологических родителей, но и образ жизни ребенка, его воспитание и образование.